Отправьте заявку и наши специалисты перезвонят Вам
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена
Главная/Услуги/Споры о границах земельных участков

Споры о границах земельных участков

Из-за чего возникают споры о границах земельных участков?

Для ответа на этот вопрос необходимо углубиться в историю земельной реформы и разобрать само понятие - кадастровая деятельность.

Официальное начало проведения земельной реформы и разрушения монополии государства на землю было положено вступившими в силу 1 января 1991 года Законами РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года, также Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 года, вносившим изменения в ст.12 Конституции РСФСР.

Именно с этого времени большинство граждан нашей страны получили возможность оформить в собственность земельный участок расположенный под домом в частную собственность, полномочия на это были переданы органам местного самоуправления. С этого момента главы сельских администрации стали массово издавать постановления о передачи в собственность гражданам земельные участки подкрепляя это выдачей свидетельства о праве собственности на землю, его форма была утверждена постановлением правительства РФ от 19.03.1992г. №177. Постановление глав местного самоуправления считается правоустанавливающим документом, а Свидетельство, это правоудостоверяющий документ, второй документ без первого не имеет юридической силы, в практике встречались случаи массовой выдачи таких свидетельств членам гаражных кооперативов, доказать права собственности так и не удалось и теперь целые гектары земель населенных пунктов заняты гаражными блоками без соответствующих прав, фактически являющиеся самостроями. К сожалению, в этом случае не работает закон «о гаражной амнистии».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1992 № 622 в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. было утверждено Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, согласно которому государственный земельный кадастр – это система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель. Государственный земельный кадастр содержал информацию о землях всех категорий и велся по единой для Российской Федерации методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов.

Сведения о правовом положении земельных участков отражались в государственной кадастровой книге земель и содержали данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, режиме их использования.

Указ Президента Российской Федерации от 11.12.1993 № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» установил необходимость ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость по единой системе на всей территории Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации впервые включил не отдельные положения о государственной регистрации прав на некоторые объекты недвижимости, а систему норм, призванную определить обязательность и правовое значение регистрации прав на объекты недвижимости, и стал основой для принятия введенного в действие с 31.01.1998 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

В соответствии с Законом о регистрации до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав – согласно статье 33 Закона о регистрации до 01.01.2000 – для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним использовались органы (организации), осуществлявшие до 31.01.1998 регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества (комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, БТИ, органы местного самоуправления). Именно с этого момента во многих субъектах нашей страны началась работа по приведению к единому стандарту кадастрового учета земельных участков, работа началась, но до настоящего времени упорядочить многие границы участков как граждан так и границы государственной земли, в частности гослесфонда. Обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт, землеустройству в XXI веке делились между тремя ведомствами: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией. В 2008 указом президента Российской Федерации их функции перешли Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестру.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод о том, что границы устанавливали и продолжают устанавливать, и одновременно, повышается точность геодезических приборов. Нельзя снимать со счетов человеческий фактор и ошибки при проведении работ. Граждане не могут проверить точность кадастровых работ, и вынуждены принимать работы кадастровых инженеров как есть.

Что делать в случае обнаружения кадастровой ошибки? Как исправить кадастровую ошибку?

Можно пересчитать(уточнить границы) участка, заказав новый межевой план у кадастрового инженера, но в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица - соседи), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом - соседом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу - соседу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (пункт 2 указанной статьи).

Согласно пункту 3 этой же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев (пункт 5 данной статьи).

Согласно статье 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Пунктом 4 данной статьи предусмотрено: если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Что делать если соседи отказываются подписывать акт согласования границ?

Можно обратиться в соответствии с пунктом 5 Закона о кадастровой деятельности, споры между вредными соседями отказавшимися подписать акт согласования границ разрешаются в судебном порядке, при обращении с исковым заявлением об исправлении реестровой ошибки. В порядке доказывания, суду нужно будет подтвердить наличие такой ошибки, а это делается путем назначения судебно-землеустроительной экспертизы. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).

 

Получитe консультацию
Свяжемся с вами в ближайшее время
Ваше имя *
 
Телефон *
 
E-mail
 
Комментарий
 
Отправьте заявку и наши специалисты перезвонят Вам
Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных*
Спасибо! Форма отправлена